Центробанк, Ассоциация российских банков и «Росинкас» разработали проект стандарта для инкассаторов. До сих пор регламентирующего документа для сотрудников, осуществляющих перевозку средств и ценностей не было. В документе «Инкассация и перевозка ценностей» (СТО 1.0-2015) не только закрепляются уже сложившиеся на рынке правила работы инкассаторов, но и особо выделяется запрет инкассаторам превышать пределы необходимой обороны.
В подготовленном стандарте зафиксировано, что будущие перевозчики наличности должны быть совершеннолетними (от 18 лет), психологически устойчивыми, уравновешенными и адекватными в принятии решений при выполнении своих функциональных обязанностей, не иметь алкогольной/наркотической зависимости.
Инкассаторы могут, как и ранее, применять оружие для защиты денежных средств и ценностей от преступных посягательств; для отражения нападения, когда жизнь и здоровье работников инкассации подвергаются непосредственной опасности; для задержания преступников, совершивших нападение на работников инкассации или охраняемые ими ценности и объекты; для отражения нападения с целью завладения оружием.
По стандарту ЦБ, инкассаторы должны проявлять максимальную осторожность при перевозке наличности: на бронированных спецавтомобилях, вооруженной бригадой с уровнем профподготовки, подтвержденном МВД. Купюры должны перевозиться в специальных боксах.
Для получения права носить оружие инкассаторы сдают экзамен из двух частей. Первая — теоретическая: нужно ответить на вопросы (тактико-технические характеристики оружия, правила ношения и применения оружия и спецсредств — наручники, дубинки, слезоточивый газ), а также проверка знания определенных статей Уголовного кодекса (например, о необходимой самообороне: ст. 37, 38, 39 и др.). Вторая часть — стрельба.
Особо выделен в стандарте запрет инкассаторам превышать пределы необходимой обороны.
Источник, близкий к ЦБ, отмечает, что под превышением пределов необходимой обороны понимать применение оружия, которое может повлечь телесные повреждения человека или явиться причиной его смерти, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций и пр. Как пояснил источник, всё это — уголовно наказуемые деяния (ст. 105; 111; 112; 115 УК РФ, максимальное наказание по ним — пожизненное лишение свободы, минимальное — штраф до 40 тыс. рублей плюс исправительные работы на срок до четырех месяцев).
Официальные представители ЦБ отметили, что пояснения по стандарту СТО 1.0-2015 дает «Росинкас».
— Разработка стандарта — это стремление сделать рынок перевозки наличности более цивилизованным, — заявил «Известиям» президент «Росинкаса» Олег Крылов. — С него должны уйти компании — ЧОП, которые занимаются перевозкой наличности/ценностей без лицензии. Соблюдение стандарта банками будет говорить о том, что их инкассаторы работают законно, по правилам и имеют должный уровень подготовки.
Начальник управления физической безопасности Бинбанка Сергей Сорокин считает, что любой участок работы, в том числе и в банковской сфере (проведении инкассации), должен быть строго регламентирован, поэтому разработка стандартов для инкассаторов от ЦБ — позитивная новация. Эксперт уверяет: факты превышения пределов необходимой обороны со стороны инкассаторов на рынке единичны.
— Случай с Полухиным стал прецедентом, — говорит Сорокин. — Инкассаторы действовали неправильно. И аптеку при инкассации можно было бы закрыть на «технический перерыв»: не пострадал бы ни человек, ни инкассируемые средства. Поэтому цель разработки стандарта для инкассаторов — это совершенствование самой работы перевозки наличности, а также избежание определенных рисков. Стандарт будет применяться особенно тщательно в тех банках, которые имеют штатную службу инкассации. Документ носит превентивный характер, позволяющий банкам оценивать своих сотрудников по перевозке ценностей на профпригодность.
Впрочем, и сами инкассаторы в кризис несут повышенные риски.
— По приблизительным оценкам, число нападений на инкассаторов выросло в 2–2,5 раза в кризисный период, — отмечает партнер компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов. — В 2013 году таких преступлений было 148, а в 2014 году уже 345 (согласно данным инкассаторской компании «Росинкас», принадлежащей ЦБ РФ). Только в Москве за восемь месяцев 2015 года ущерб от нападений на инкассаторов составил более 150 млн рублей (согласно данным Московского уголовного розыска МВД РФ). В 2015 году было много громких дел с нападением на инкассаторов, например в Нижнем Новгороде, Уфе, Санкт-Петербурге. Едва ли не каждое нападение на инкассаторов заканчивалось трагически.
Профессор академии управления МВД РФ Иван Соловьев считает, что инкассатор в любой ситуации должен действовать так, чтобы характер его действий по отражению нападения соответствовал бы степени и характеру самого нападения.
— При этом нападение должно быть реальным, а не существовать в воображении инкассатора, быть им домысленным, — говорит Соловьев. — Кроме того, инкассатор в любом случае должен быть лицом защищающимся, а защита в данном случае — это активное действие, направленное на причинение вреда посягающему. При этом главная цель обороняющегося — защитить охраняемые интересы, а не причинить вред.